Я. Я хочу обсудить с тобой одну тему где-то на границе экономики и психологии. Она касается рынка акций.
GPT 4o. Отлично, звучит интересно. Какой именно аспект рынка акций ты хочешь затронуть — поведение инвесторов, механизмы ценообразования, влияние новостей или что-то ещё?
Я. Поведение самого себя как инвестора. Я не уверен, что оно оптимально.
GPT 4o. Хорошо, давай разбираться. Ты больше ориентируешься на фундаментальные показатели, технический анализ или действуешь по наитию и эмоциям?
Я. Пока я решил сосредоточиться на облигациях и паях ETF. Но есть некоторое количество акций, приобретенных в самом начале, когда вообще не ориентировался.
GPT 4o. Понял. Эти первые акции ты держишь до сих пор из-за надежды на рост, из-за нежелания фиксировать убыток или просто потому что не решился что-то менять?
Я. Из-за надежды на рост. Но вот я решился взять одну, самую убыточную в данный момент, и подробно проговорить с тобой то, что ее касается.
GPT 4o. Отлично, давай разберём её детально. Назови тикер этой акции и опиши, когда и по какой цене ты её покупал, а также что сейчас с ней происходит.
Я. Тикер RNFT, куплена по 168,7. Текущая цена 126,9. Таким образом, речь идет про убыток почти в 25%.
GPT 4o. Хорошо, значит убыток пока что бумажный. Сколько времени прошло с момента покупки, и что ты знал или думал об этой компании, когда принимал решение о вложении?
Я. Прошло около полутора месяцев. Фактически я ничего не знал, просто подумал, что нефть - что-то перспективное. Полагаю, ты знаешь, какую роль играет в российской жкономике добыча энергоносителей.
GPT 4o. Конечно, добыча энергоносителей — один из столпов российской экономики, и нефтяной сектор часто воспринимается как устойчивый. Но RNFT — это не гигант вроде «Роснефти» или «Лукойла». Ты с тех пор начал изучать саму компанию или динамику её акций?
Я. Нет. Я решил временно отстраниться от акций, именно потому, что не справляюсь с ними в информационном плане. Но это не освобождает от необходимости разбираться с теми, которые уже в портфеле.
GPT 4o. Согласен, пока они в портфеле, это твоя ответственность, даже если ты не совершаешь активных действий. Ты хочешь сейчас вместе разобраться, что представляет собой RNFT и как можно оценить перспективы её котировок?
Я. Нет, у меня вопрос в другой плоскости. Речь идет об одной-единственной акции, таким образом, даже продав ее по текущей цене, а получу весьма небольшой убыток в абсолютных цифрах. Меньше зафиксированной ранее прибыли на других акциях. Здесь психологическое что-то. Какое-то табу, может быть, совершенно иррациональное, мешает мне это сделать.
GPT 4o. Это похоже на эффект неприятия убытков — когда удержание проигрышной позиции кажется менее болезненным, чем признание ошибки. Тебе кажется, что продажа будет символом поражения или чего-то утраченного?
Я. Да.
GPT 4o. Это чувство довольно часто возникает у инвесторов — особенно если первая покупка связана с ожиданиями, а не анализом. Ты воспринимаешь продажу как отмену веры в свою способность ориентироваться, или как поражение в конкретной «партии»?
Я. Как поражение в конкретной партии. Другие мои покупки пока выглядят удачными.
GPT 4o. Значит, ты всё-таки видишь себя в роли игрока, где каждая сделка — как ход в партии. Потеря даже одной фигуры воспринимается болезненно, несмотря на выигранные позиции в других местах?
Я. Да.
GPT 4o. В таком случае, сам факт удержания этой позиции может играть для тебя роль не инвестиционного решения, а своеобразной психологической компенсации. Ты как будто ждёшь, что рынок «вернёт» тебе эту партию?
Я. Да.
GPT 4o. Тогда выходит, что ты временно перестаёшь быть инвестором и становишься участником личной драмы с рынком в роли второго действующего лица. Тебе важно, чтобы эта история завершилась «правильно», а не выгодно. Это так?
( весь текст: https://www.b17.ru/journal/186928/ )